Авиа-рейд 16 октября на браконьеров в Алматинской области (репортаж informБЮРО)
Фото Григория Беденко
Похоже, что в этом году осень будет не менее богатой на осадки, чем минувшее лето. И это хорошая новость для специалистов "Казавиалесоохраны".
К счастью, крупных пожаров на особо охраняемых природных территориях нашей страны пока не произошло. Любой такой пожар для Казахстана может стать настоящей катастрофой, ведь лесные массивы занимают всего лишь 4% бескрайних казахстанских просторов. Но окончание пожароопасного сезона вовсе не означает, что для специальных структур, защищающих наши биологические ресурсы, наступил период затишья и отдыха. Как раз наоборот, работа сейчас идёт очень активная. Ведь осень – это время, когда активизируются браконьеры.
Сегодня "Казавиалесоохрана", структурное подразделение Министерства сельского хозяйства, призванное обнаруживать и ликвидировать природные пожары на ранней стадии, проводит совместные авиарейды по борьбе с браконьерством в Алматинской области. В облётах принимают участие экипажи и техника "Казавиаспаса", а также сотрудники территориальной инспекции и природоохранной полиции.
Cергей Иванович Корольков, опытнейший пилот "Казавиаспаса" / Фото Григория Беденко
Самые распространённые нарушения в этот период – незаконная рубка деревьев, несоблюдение правил и разрешённых режимов охоты, рыболовство с применением запрещённых средств.
В большинстве случаев это происходит в горах Заилийского Алатау, где расположены два национальных парка, и бассейнах крупных рек, впадающих в Балхаш.
"По нашему уставу, основной вид деятельности – охрана от пожаров гослесфонда, – рассказывает руководитель "Казавиалесоохраны" Толеугазы Сексенбаев. – Это самое основное. Но в нашем уставе заложены ещё такие функции как борьба с браконьерством, незаконной вырубкой деревьев, отслеживание и борьба с лесопатологией и вообще – со всевозможными нарушениями лесного законодательства. В пожароопасный период мы практически не имеем возможности осуществлять эти дополнительные функции. Все силы и средства направлены на упреждение огня. К концу пожароопасного периода – это где-то конец октября – мы начинаем осуществлять совместное авиапатрулирование. Всё зависит от погоды. В северных регионах холода раньше наступили, и там пожароопасный период раньше и закончился. Мы берём на борт в первую очередь лесовладельцев, чтобы они могли оценить общее состояние своего хозяйства. Обязательно присутствуют представители природоохранной прокуратуры, полиции, надзорных органов – территориальной инспекции по защите лесного и животного мира. Обязательно приглашаем СМИ. Это необходимая работа. Мониторинг и доведение информации до населения серьёзно сокращают урон биоресурсам".
В Заилийском Алатау насчитываются десятки горных рек, из которых самой крупной и протяжённой считается Чилик (Шелек). В её долине расположены крупнейшие в Северном Тянь-Шане массивы реликтовой ели.
Места здесь практически дикие, до крупных населённых пунктов приличное расстояние, и ведёт туда единственная грунтовая дорога. Крестьянских хозяйств тоже совсем немного, поэтому леса и дикие животные нуждаются в присмотре. Облёт этой горной зоны продолжается от 3 до 5 часов с посадками. Специалисты с воздуха наблюдают, не ведётся ли рубка деревьев, кроме того, досматривается весь автотранспорт, перемещение которого удаётся зафиксировать.
"Охрана лесных массивов с помощью авиации – самый эффективный способ защитить наши биоресурсы, – уверен командир Южного авиазвена "Казавиалесоохраны" Жанат Мамбаев. – Кроме главного преимущества – оперативности – существует ещё и очень серьёзный психологический эффект. Если люди знают, что все их незаконные действия могут быть мгновенно обнаружены и пресечены, они лишний раз подумают: стоит ли этим заниматься".
Проверка лицензии у охотников / Фото Григория Беденко
Ещё один регион, который находится под пристальным наблюдением специалистов природоохранных ведомств и где для мониторинга активно применяется авиация, – это верхняя дельта реки Или, тот её участок, который расположен выше Капчагайского водохранилища. Места здесь густонаселённые, и любителей нажиться за счёт незаконной эксплуатации биоресурсов встречается немало.
Капчагайское водохранилище – искусственный водоём, уровень которого меняется почти каждый год. Летом 2016-го воды́ было много из-за постоянных осадков и больших сбросов в Или с китайской территории. Или́, как известно, считается крупнейшей трансграничной рекой Центральной Азии, значительная часть дельты которой расположена на китайской территории.
Любопытно, что естественных нерестилищ рыбы в Капчагае нет из-за постоянных скачков уровня. Вся рыба уходит откладывать икру на мелководье – туда, где, собственно, и начинается водохранилище. Это место специалисты называют "подпор". Здесь отличная кормовая база и приток свежей воды.
Место впадения реки Или в Капчагайское водохранилище / Фото Григория Беденко
Подпор – место миграции и нерестилищ – это так называемая круглогодичная запретная зона. В этих местах категорически запрещается использовать моторные лодки, а также ловить рыбу любыми средствами, кроме любительских удочек. Запрет утверждён приказом министра сельского хозяйства.
Вполне естественно, что зона круглогодичного запрета – лакомый кусок для браконьеров. Рыбы разных пород здесь огромное количество. Обычно нарушители ставят сети или так называемые перемёты. Это длинная леска с крючком и приманкой, которая крепится на поплавок. Рыба, которая попалась на перемёт, как правило, не выживает. Она длительное время остаётся обездвиженной, а при попытках освободиться повреждает себе внутренности крючком. Кроме того, рыбу часто ловят запрещёнными китайскими одноразовыми сетями.
Уничтожение запрещённых китайских сетей / Фото Григория Беденко
Для того чтобы добыть достаточное количество рыбы, необходимо выставить несколько десятков перемётов – тут без моторной лодки не обойтись. А заросли камыша – прекрасное место, для того чтобы спрятаться. Но здесь у авиации абсолютный приоритет. Как бы хорошо ни мимикрировал объект – сверху видно всё. Как правило, при фиксации нарушений лодки и моторы изымаются в доход государства, а браконьерское снаряжение уничтожается на месте.
С начала года инспекцией составлено более 600 административных материалов. Из них по девяти случаям возбуждены уголовные дела и переданы в следственные органы. По восьми из них уже вышли решения суда. Два случая были в районе Баканаса. Нарушители ловили рыбу запрещённым орудием лова с применением электрошока. У них изъяли лодки и моторы в доход государства, а самих браконьеров оштрафовали.
Браконьеры с запрещёнными сплавными сетями в верховьях Или / Фото Григория Беденко
За нарушение правил рыболовства, если оно не грубое, браконьер обычно отделывается штрафом в 10 МРП – 21 210 тенге. Если выявлены грубые нарушения правил, например, лов запрещёнными орудиями, китайскими сетями, сплавными сетями, то дела направляются в суд. Здесь предусмотрены штрафы от 20 и выше МРП. Также во всех случаях в доход государства изымаются орудия лова и лодки.
По словам инспектора, сегодня функции охраны рыбных запасов большинства водоёмов Республики переданы в рыболовецкие хозяйства. У них есть егерская служба. Территориальная инспекция только лишь контролирует эти организации. Но на деле егерская служба не так уж и хорошо справляется со своими обязанностями. Приходится работать инспекции. В год один инспектор составляет более 15 протоколов. Это и административные, и уголовные дела. Участок верхней дельты Или от Капчагайского водохранилища до китайской границы также контролируется авиацией.
Как правило, браконьеры пытаются оправдаться тем, что ничего не знали о запретах, а также о тех локациях, где эти запреты работают.
"У Минсельхоза есть официальный сайт, где полностью размещены все законы. Там есть информация, где можно, а где нельзя рыбачить. Есть телефоны доверия. Любой гражданин с 9 до 18 часов может позвонить и узнать любую интересующую его информацию", – советует старший госинспектор Ренат Кумашев.
Автор материала: Григорий Беденко
Источник: informburo.kz